- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Исследование и систематизация целей, задач и инструментов монетарной политики
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W014623 |
Тема: | Исследование и систематизация целей, задач и инструментов монетарной политики |
Содержание
Оглавление Введение 3 1. Теоретические основы монетарной политики основы монетарной политики 5 1.1 Понятие, цели и задачи монетарной политики 5 1.2 Основные инструменты монетарной политики 9 2. Основные характеристики денежно-кредитной политики Российской Федерации 13 2.1 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в РФ 13 2.2 Направления и перспективы развития денежно-кредитной политики 18 Список использованных источников 25 Введение Развитие экономических отношений в Российской Федерации на современном этапе требует прозрачности денежно-кредитной политики и ее согласованности с другими составляющими общеэкономической политики государства. Именно поэтому выдвигаются новые требования к разработке, выполнению и подотчетности денежно-кредитной политики России. Надлежащий уровень прозрачности должен обеспечить основную почву ее эффективности относительно достижения ценовой стабильности - высокое доверие общества и соответствие рыночных ожиданий общему вектору монетарной политики. При таких условиях усиленного внимания требует процесс принятия и эффективности основных - принципов монетарной политики как главного документа Центрального банка. Исследование системы целей, задач и иснтрументов современной монетарной политики набирают актуальности через необходимость поиска приоритетных инструментов монетарной регуляции. Анализ опыта применения Центральным банком России тех или других инструментов дает возможность определить уровень эффективности денежно-кредитной политики и предложить возможные пути ее повышения. На отдельные аспекты современного состояния денежно-кредитной политики России и основных целей ее формирования обращали внимание известные экономисты: В. Андронова, С. Глазьева, Б. Гранвилла, А. Ларионова, Л. Красавина, О. Лушина, Н. Райская, Я. Сергиенко и другие. Таким образом, проблемы формирования целей монетарной политики России исследуют много отечественных ученых, однако, невзирая на значительные достижения научных работников, существует необходимость последующего анализа целей, задач и инструментов монетарной политики, особенно в условиях финансовой нестабильности, ради поиска путей преодоления недостатков монетарной регуляции и повышения ее результативности. Именно это и определяет актуальность и практическую ценность исследования цели, задачи и инструменты монетарной политики. Целью курсовой работы является исследование и систематизация целей, задач и инструментов монетарной политики. Достижение этой цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач: - раскрыть основные цели и задачи монетарной политики; - провести классификацию инструментов монетарной политики; - описать действующие инструменты денежно-кредитной политики РФ; - рассмотреть направления и перспективы развития монетарной политики. Объект исследования – монетарная политика в Российской Федерации. Предмет исследования – оценка использующихся инструментов монетарной политики. В ходе исследования использовались общенаучные методы познания, диалектический метод, метод системного анализа, метод сравнительного анализа. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. 1. Теоретические основы монетарной политики основы монетарной политики 1.1 Понятие, цели и задачи монетарной политики Одним из важных инструментов регулирования циклических колебаний в стране может выступать внедрение стабилизационной монетарной политики. Целью монетарной стабилизационной политики государства является обеспечение стабильного экономического роста, максимально эффективное использование финансовых ресурсов, стабильность уровня цен, равновесие платежного баланса и тому подобное. То есть монетарная политика является неотъемлемым элементом обеспечения стабилизационной политики страны. Большинство ученых считает, что между фискальной и монетарной политикой есть тесная взаимосвязь, а в отношении приоритетности использования в стабилизационной политике позиции несколько расходятся. Так, в частности: – классический подход к стабилизационной политики предполагает, что монетарная политика должна быть на первом плане по сравнению с фискальной, поскольку, по мнению представителей данного научного направления, изменение денежного предложения непосредственно воздействует на совокупный спрос и, следовательно, на номинальный ВНП, а фискальные меры фактически влекут за собой повышение уровня инфляции; – кейнсианский подход к стабилизационной политики предполагает, что монетарная политика является производной от фискальной и ее инструменты используются как второстепенные. По мнению кейнсианцев, затраты влияют на размер совокупного спроса в стране, а налоги достаточно эффективно воздействуют на потребление и инвестиции [4]. Монетарная политика является составной частью общегосударственной стратегии, ориентиры которой основываются на основных фактических и прогнозных критериях, а также макроэкономических показателях экономического и социального положения страны. Монетарная политика – это комплекс взаимосвязанных и скоординированных на достижение определенных целей мероприятий по регуляции денежного рынка и кредитных отношений, которые проводит государство через свой центральный банк [4, с. 59]. При этом необходимо отметить, что в экономической литературе существуют как широкие, так и узкие трактовки отмеченного понятия. В широком понимании к монетарной политике принадлежат любые мероприятия государства, связанные с функционированием денежной сферы и кредита, включая также и те, которые осуществляются без участия центрального банка. Однако такая терминология слишком широкая и не позволяет исследовать специфику использования денежно-кредитных инструментов в национальной экономике. Вместе с тем некоторые ученые используют и слишком узкие определения отмеченного понятия, которые трактуют монетарную политику как совокупность мероприятий государства относительно обеспечения оптимального валютного курса [8, с. 51]. Однако такой подход относительно исследования сущности монетарной политики учитывает лишь одну составляющую из общей системы денежно-кредитной регуляции. Под монетарной регуляцией ряд авторов имеет в виду совокупность мероприятий в отрасли денежного оборота и кредита, что направлены в поддержку экономического роста, обеспечения занятости, сдерживания негативных процессов в экономике и выравнивания платежного баланса. К сожалению, это определение монетарной регуляции не является совершенным. По нашему мнению, исследуя проблему монетарной регуляции, следует выходить в первую очередь из постулатов системного анализа, в соответствии с которыми денежно-кредитную регуляцию можно рассматривать как систему мероприятий в отрасли денежного оборота и кредита, направленных на регуляцию таких объектов: - процентной ставки; - норм обязательного резервирования; - операций с ценными бумагами на открытом рынке; - импорта и экспорта капитала; - рефинансирование банков; - золотовалютных резервов. Отмечены выше мероприятия, должны применяться с целью обеспечения устойчивого экономического развития, снижения уровня безработицы (или обеспечение эффективной занятости), уравновешивания платежного баланса и замедления инфляционных процессов. Денежно-кредитные ориентиры должны способствовать повышению эффективности функционирования банковской системы и создавать надлежащие предпосылки для увеличения реальных доходов населения, которое находит отображение в формировании соответствующих стратегических целей денежно-кредитного регулирования со стороны Центрального банка России (рис. 1.1). Рисунок 1.1 - Классификационная система целей монетарного регулирования [19, с. 205] Следовательно, благодаря тактическим рычагам монетарной политики, в перспективе необходимо достичь стратегических целей, которые определяются Конституцией России, законодательными и нормативно правовыми актами и должны придерживаться и реализовываться на всех уровнях государственного управления. Рассмотрим детальнее сущность целей монетарного регулирования центрального банка страны. Конечные цели монетарной политики тесно связаны с ключевыми целями общегосударственной экономической политики (рост ВНП и богатства нации, отсутствие дефицита государственного бюджета, обеспечения полной занятости и тому подобное) и направлены на достижение в стране стабильности. Достижение стратегических целей монетарной политики реализуется с помощью денежно-кредитной регуляции – тактических действий Центрального банка. Промежуточные цели монетарной политики – это изменения в определенных экономических процессах, которые должны способствовать достижению конечных целей. Например, если целью общегосударственной политики определено экономический рост и сокращение безработицы, то промежуточной целью денежно-кредитной политики в этом случае должен быть рост активности платежного баланса, увеличение объема золотовалютных резервов, повышение валютного курса национальных денег, увеличение инвестиций. Тактические цели монетарной политики – это уменьшение инфляции и борьба с обесценением национальной валюты, без этого не может быть стабильности экономического развития страны, потому что все имущественные интересы всех субъектов страны базируются на денежном измерении. Если покупательная способность денег будет уменьшаться, то строить стабильную экономику невозможно. Именно из-за этого среди тактических целей ГКП главное место уделяется повышению стойкости покупательной способности денег. Основные принципы монетарной политики предусматривают, что реализация денежно-кредитной политики основывается на использовании механизмов, направленных в поддержку стабильности национальной денежной единицы через комплекс переменных индикаторов финансовой сферы, регуляции денежного оборота и кредитования экономики. В данной связи особенный интерес представляет исследование понятия «средства денежно-кредитной регуляции национальной экономики», которое, на наш взгляд, предусматривает органическое сочетание инструментов, методов и рычагов денежно-кредитной политики при осуществлении влияния на систему целей денежно-кредитной регуляции. Поэтому уверенно можно констатировать, что ключевые задания монетарной политики являются производными от общегосударственных целей и определяются в зависимости от уровня развития экономических, социальных и политических процессов в стране (развитых рыночных отношений, фазы экономического цикла, гибкости финансово-кредитной системы), от национальных исторических традиций относительно использования инструментария регуляции денежного оборота и кредитной сферы. Вместе с тем цели монетарной политики создают иерархическую структуру, в которой на каждом определенном уровне происходит уточнение и коррекция конкретного задания с целью обеспечения реализации цели высшего уровня. Для внедрения на практике ключевых направлений денежно-кредитной политики регулирующие органы должны учитывать конкретные условия развития экономики и контролировать целый ряд параметров экономической системы [19, с. 201]: - объемы денежной массы; - размеры внутреннего кредита; - структуру и тенденции изменения уровня номинального и реального объемов производства; - изменения индексов цен; - факторы бюджетно-налоговой политики; - показатели торгового и платежного баланса; - обменные курсы валют. Выбор регулирующими денежно-кредитными органами конкретного тактического задания фактически определяет предложение денег в экономике. В данном случае могут ставиться такие цели: фиксированное количество денег в обращении, четко определенная норма процента, а также разнообразные промежуточные варианты между двумя вышеприведенными позициями [8, с. 52]. Следовательно, с помощью этих целей денежно-кредитные инструменты будут максимально эффективными относительно влияния на ту или другую экономическую ситуацию. Механизм реализации тактических целей заключается в регуляции через финансово-кредитную систему основных экономических переменных: - управление денежной массой; - валютным курсом; - установление учетной ставки; - минимальных резервных требований; - проведение операций рефинансирования. Это в свою очередь обеспечивает достижение промежуточных денежно-кредитных целей. Характерной чертой тактических заданий является их краткосрочность и оперативность действия, которые во многом зависят от свободы использования центральным банком тех или других денежно-кредитных средств. 1.2 Основные инструменты монетарной политики В распоряжении монетарной политики является набор инструментов, использование которых в определенном направлении или создает условия для устойчивого экономического роста, или вызывает его отсутствие. Однако меры монетарной политики, что не обеспечивают экономического роста или приводят к замедлению его темпов не всегда являются следствием неэффективного макроэкономического регулирования. Их применение может быть вызвано объективной необходимостью параллельного решения других, не менее важных проблем макроэкономической политики, одновременное решение которых является невозможным. Следовательно, необходимость детального изучения инструментария и механизмов действия мер монетарной политики, обеспечивающие экономический рост не вызывает сомнений. К рыночным инструментам монетарной политики относятся [12]: 1) нормы минимальных обязательных резервов; 2) ставки рефинансирования (учетная и ломбардная процентные ставки и ставки на размещение депозитных сертификатов); 3) операции с ценными бумагами на открытом рынке. Систематизируя и обобщая существующие классификации денежно-кредитных инструментов, методов и рычагов, целесообразно сформировать классификационную систему средств денежно-кредитной регуляции. За характером влияния на экономические процессы следует различать прямые (административные) и непрямые (экономические) средства денежно-кредитной регуляции. При этом прямые средства позволяют непосредственно влиять на соответствующие объекты денежно-кредитного управления и характерны, как правило, для стран со слаборазвитой или транзитивной экономикой (рис. 1.2). Они принимают форму директив, которые ориентированы на ограничение тех или других направлений деятельности финансово-кредитных институций. По мнению многих ученых, прямые средства денежно-кредитной регуляции в современных условиях являются недостаточно эффективными, хотя они продолжают использоваться в значительном количестве стран. Это в первую очередь объясняется дешевизной их реализации. В рыночной экономике наблюдается превалирование непрямых средств денежно-кредитной регуляции, причем к прямым методам в экономической системе рыночного типа целесообразно относить регуляцию кредитных операций с помощью процентной политики центрального банка. Рисунок 1.2 - Классификационная система средств денежно-кредитной регуляции Непрямые средства денежно-кредитной политики характерны для стран с развитыми рыночными отношениями и предусматривают использование таких мероприятий: - гибкой процентной политики; - валютных интервенций; - операций на открытом рынке [19, с. 211]. Они влияют на тактические денежно-кредитные задания побочно (через изменение рыночной конъюнктуры). Вместе с тем в современных условиях наблюдается комбинирование прямых и непрямых средств денежно-кредитной политики. В зависимости от сроков реализации средства денежно-кредитной регуляции необходимо разделять на коротко-, средне- и долгосрочные. Действие краткосрочных средств чувствуется в течение одного года. Внедрение среднесрочных средств может наблюдаться сроком от одного до пяти лет, а долгосрочных – больше пяти лет. По масштабу влияния на экономические процессы и сферу денежно-кредитного обращения следует выделять общие и специфические (специальные) средства денежно-кредитной политики. В данном контексте следует заметить, что первая группа касается всех без исключения субъектов ведения хозяйства через установление, например, единственной учетной ставки, а вторая – предусматривает дифференцированное использование определенных объектов управления (дифференциация процентных ставок или норм обязательных резервов). Ряд ученых выделяет базовые и дополнительные ключевые методы денежно-кредитной регуляции. При этом базовые методы используются в большинстве стран и формируют основные направления денежно-кредитной политики, эффективно влияя на экономические процессы. Примером отмеченной группы методов могут быть операции на открытом рынке. Дополнительные или второстепенные методы, как правило, дополняют базовые, их действие может не иметь четко выраженного эффекта. Например, депозитные операции – это результат действия базовых методов денежно-кредитной политики (рефинансирование). Иногда дополнительные методы отображают национальные особенности денежного оборота и кредита. Необходимо отметить, что приведена классификационная система средств денежно-кредитной регуляции является условной, потому что на реализацию соответствующего денежно-кредитного средства влияют такие факторы: - общеэкономический уровень развития страны; - реакция субъектов ведения хозяйства на использование того или другого средства денежно-кредитного влияния на экономические процессы; - общее отношение населения страны к денежно-кредитной политике центрального банка в целом. Вместе с тем, некоторые инструменты в отдельных государствах не используются, однако применяются специфические национальные инструменты, например, эмиссия облигаций Центрального банка в России. В ходе денежно-кредитной политики регулируется, главным образом, спрос на деньги или предложение денег (денежная масса). Для первой составляющей характерным является управление ценой денег или краткосрочными процентными ставками. Однако более контролируемым является процесс управления предложением денег вследствие того, что центральный банк обладает монополией на наличную денежную эмиссию и безналичные средства по сравнению с банками второго уровня. Центральный банк страны регулирует и контролирует предложение денег через использование соответствующих средств воздействия на денежную массу. Возвращаясь к зарубежному опыту использования средств денежно-кредитного регулирования, целесообразно отметить, что в мировой практике инструмент обязательных резервных требований применяется достаточно редко, в отличие от российского опыта, где в течение года могут изменятся несколько раз нормативы обязательного резервирования. Изменение учетной ставки обусловливает изменение объемов спроса и предложения на кредитные ресурсы. Поскольку от размеров кредитования в значительной степени зависит экономическая активность, то и манипулирования со стороны центрального банка учетной ставкой является также одним из инструментов регулирования не только денежно-кредитной сферы, но и общеэкономической конъюнктуры. Итак, денежно-кредитные инструменты в структуре средств денежно- кредитного регулирования являются единичной категорией, а методы и рычаги – общими понятиями. Методы денежно-кредитного регулирования, как правило, объединяют несколько денежно-кредитных инструментов, а рычаги денежно-кредитного регулирования предусматривают синергетическое комбинирование на практике как денежно-кредитных инструментов, так и методов. Таким образом, конечной целью монетарной политики, то есть ее стратегической глобальной целью, есть обеспечение стабильности цен, полной занятости, роста реального объема производства. Текущая денежно-кредитная политика, в отличие от глобальной, сориентированная на выполнение более конкретных заданий. В первую очередь, это обеспечение внутренней стабильности денег, регуляции экономического цикла, выбор экономической идеологии, которой предоставляет преимущество правительство той или другой страны. 2. Основные характеристики денежно-кредитной политики Российской Федерации 2.1 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в РФ Основными инструментами и методами денежной политики Банка России согласно ст. 35 Закона о Банке России являются: - процентные ставки по операциям Банка России (рис. 2.1); - нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России; - операции на открытом рынке; - рефинансирование кредитных организаций; - валютные интервенции; - установление ориентиров роста денежной массы; - прямые количественные ограничения; - эмиссия облигаций от своего имени. Рисунок 2.1 - Процентные ставки Банка России [19, с. 257] Процентная политика центрального банка - это инструмент денежной политики, который является широко известным и применяется центральными банками практически всех развитых стран. Сущность этого инструмента заключается в установлении и периодическом изменении центральным банком процентной ставки, за которой он осуществляет рефинансирование коммерческих банков. Официальная процентная ставка центрального банка часто называется учетной, или дисконтной. Принципиальная возможность центрального банка влиять на стоимость денег определяется его ролью как субъекта кредитной эмиссии, а также наличием фиксированного соотношения многих видов банковских ставок и ставок центрального банка. Центральные банки регулируют уровень и структуру процентных ставок такими двумя способами: 1) через прямое установление ставок за кредитами центрального банка во время проведения разных видов операций рефинансирования, в том числе и путем установления учетной ставки; 2) через контроль за отдельными ставками кредитных учреждений. С помощью процентной политики большинство центральных банков реализовывает свое право кредитора последней инстанции относительно других банков. В международной практике центральные банки считают целесообразным фиксировать процентные ставки, за которыми предоставляются кредиты банкам и привлекаются депозиты от них, в соответствии со спросом и предложением на привлечение и размещение средств. Регуляция денежного рынка в России через процентную политику осуществлять достаточно сложно. До сих пор не удается в полной мере использовать этот монетарный механизм. Динамика размеров учетной ставки характеризуются данными, приведенными в таблице 2.1. Как видно с таблицы 2.1., ставка рефинансирования изменялась в диапазоне от 7,75 до 8,75 %, а с 1 января 2016 года данная ставка отменена. Таблица 2.1 - Динамика ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в 2010-2016 гг. [32] Период действия Размер, % 28 декабря 2009 г. – 23 февраля 2010 г. 8,75 24 февраля 2010 г. – 28 марта 2010 г. 8,5 29 марта 2010 г. – 29 апреля 2010 г. 8,25 30 апреля 2010 г. – 31 мая 2010 г. 8 1 июня 2010 г. – 27 февраля 2011 г. 7,75 28 февраля 2011 г. – 2 мая 2011 г. 8 3 мая 2011 г. – 25 декабря 2011 г. 8,25 26 декабря 2011 г. – 13 сентября 2012 г. 8 14 сентября 2012 г. – 31 декабря 2015 г. 8,25 С 1 января 2016 г. Значение соотсвествует значению ключевой ставки Банка России на сообствествующую дату Норма обязательных резервов – установленная законом строго определенная доля обязательств коммерческого банка по привлеченным им депозитам, которую банк должен держать в резерве либо в виде депозита в центральном банке, либо в виде наличности в собственных хранилищах [29]. Динамика обязательных резервов кредитных организаций на 1 января, депонированных в Банке России представлена на рис. 2.2. Рисунок 2.2 - Динамика обязательных резервов кредитных организаций, депонированных в Банке России [32] Как видно с рис. 2.2, наибольший размер обязательных резервов наблюдался на начало 2015 года, а наименьший – на начало 2009 года. В практике Банка России операции по покупке/продаже ценных бумаг на открытом рынке используются в относительно небольших масштабах как дополнительный инструмент регулирования банковской ликвидности. Основным фактором, снижающим потенциал его использования данного инструмента, является относительная узость и низкая ликвидность российского рынка государственных ценных бумаг. Кроме того, в период формирования профицита банковской ликвидности использование данного инструмента ограничено относительно небольшим размером собственного портфеля ценных бумаг Банка России. Политика рефинансирования - это один из распространенных инструментов денежной политики, который используется центральными банками разных стран. Под рефинансированием понимают обеспечение центральным банком коммерческих банков дополнительными резервами на кредитной основе. Инициаторами рефинансирования выступают коммерческие банки. Они обращаются к центральному банку в случае исчерпания возможностей пополнить свои резервы из других источников. Рефинансирование в центральном банке можно рассматривать как последний способ для коммерческого банка регуляции его ликвидности. Здесь центральный банк выступает в роли кредитора последней инстанции. Для центрального банка финансирование коммерческих банков - это канал безналичной эмиссии и способ предотвращения банковской паники. Объемы операций кредитования Центрального банка Российской Федерации представлены в таблице 2.2. Как видно с таблицы 2.2, объемы операций кредитования Банка России значительно увеличились за последние 12 лет. Таблица 2.2 - Объемы операций кредитования Центрального банка Российской Федерации в 2004-2016 гг. [32] Месяц/ год Объем предоставленных внутридневных кредитов Объем предоставленных кредитов овернайт Объем предоставленных ломбардных кредитов Объем предоставленных кредитов, обеспеченных активами или поручительствами Объем предоставленных кредитов, обеспеченных золотом ИТОГО ЗА 2004 г. 3 051 870,5 30 262,7 4 540,8 — — ИТОГО ЗА 2005 г. 6 014 025,0 30 792,0 1 359,0 — — ИТОГО ЗА 2006 г. 11 270 967,5 47 023,5 6 121,4 — — ИТОГО ЗА 2007 г. 13 499 628,1 133 275,9 24 154,5 32 764,5 — ИТОГО ЗА 2008 г. 17 324 352,8 230 236,1 212 677,6 445 526,2 — ИТОГО ЗА 2009 г. 22 832 687,5 311 423,6 308 848,5 2 419 364,7 — ИТОГО ЗА 2010 г. 28 359 579,5 229 939,6 74 993,0 334 557,0 — ИТОГО ЗА 2011 г. 38 189 240,89 208 961,12 112 742,68 431 310,64 19,00 ИТОГО ЗА 2012 г. 52 673 666,64 172 283,56 211 227,47 1 520 368,91 2 150,00 ИТОГО ЗА 2013 г. 57 773 132,34 146 482,55 224 889,78 1 904 104,42 2 113,00 ИТОГО ЗА 2014 г. 118 745 556,87 398 235,04 493 785,70 25 845 073,99 9 935,70 ИТОГО ЗА 2015 г. 53 120 325,69 180 898,63 238 627,10 9 902 992,10 4 608,20 ИТОГО ЗА 2016 г. 49 600 167,79 214 539,01 84 726,00 10 542 692,92 3 271,10 Следующим инструментом денежной политики является валютная интервенция. Это значительное разовое целенаправленное воздействие центрального банка страны на валютный рынок и валютный курс, осуществляемое пуме продажи или закупки банком крупных партий валюты. Данные по интервенциям Банка России на внутреннем валютном рынке поданы в таблице 2.3. Таблица 2.3 - Данные по интервенциям Банка России на внутреннем валютном рынке (помесячно) за 2015 год [32] Отчетный период Объёмы операций с долларами США, млн. долл. США Объёмы операций с евро, млн. евро покупка продажа покупка продажа Всего Целевые Всего Целевые Всего Целевые Всего Целевые Декабрь 2015 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 Ноябрь 2015 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 Октябрь 2015 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 Сентябрь 2015 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 Август 2015 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 Июль 2015 3760,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 Июнь 2014 3831,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 Май 2015 2531,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 Апрель 2015 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 Март 2015 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 Февраль 2015 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 Январь 2015 21,69 0,00 2341,49 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 В 2016 году Банк России не использовал данный инструмент регулирования. Объемы целевых (плановых) интервенций определяются с учетом оценки внешнеторгового баланса страны и динамики цен на энергоносители на мировых рынках. Проведение целевых интервенций направлено главным образом на нейтрализацию устойчивых ожиданий участников внутреннего валютного рынка относительно изменения обменного курса рубля, формирующихся под влиянием сложившейся внешнеэкономической конъюнктуры. Валютные интервенции, совершаемые Банком России сверх установленного целевого объема, осуществляются в целях сглаживания колебаний обменного курса рубля, не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов. Таким образом, Центральным Банком России активно используются такие инструменты монетарной политики как процентные ставки по операциям, нормативы обязательных резервов, рефинансирование кредитных организаций. 2.2 Направления и перспективы развития денежно-кредитной политики В условиях формирования новой конфигурации мировой финансовой архитектуры и соответствующей ей структуры финансового рынка финансовая система России претерпевает существенные изменения и стоит перед новыми вызовами и задачами. При этом ключевым принципом функционирования современной финансовой системы является необходимость обеспечения её стабильности, что позволяет обеспечить условия для макроэкономической стабильности, а также способствуют экономическому росту и развитию российской экономики. Несбалансированность денежного рынка сдерживает развитие производства, приводит к дисбалансам и финансовым потрясениям. В среднесрочной перспективе ключевым условием обеспечения макроэкономической стабильности является реализация умеренно-жёсткой монетарной политики в сочетании с эффективным управлением денежной базой и широкой денежной массой. Ключевую роль в механизме стимулирования экономического роста в России должен выполнять трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики. При этом главным методом такого воздействия выступает повышение финансовой глубины экономики, а основным инструментом - управление каналами трансмиссионного механизма. [30; 118] Основными приоритетом в сфере координации денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики являются: таргетирование инфляции; обеспечение соответствующей условиям рынка долговой политики; управление дефицитом платёжного баланса; обеспечение устойчивости денежной системы. С формированием современной денежно-кредитной политики, огромное влияние на тенденции ее развития стали оказывать факторы глобализации. Выделяются следующие факторы глобализации финансовой системы: -структурная доля иностранного капитала в банковской системе. В связи с развитием рыночных отношений в экономике поведение зарубежных финансовых институтов оказывает существенное влияние на показатели банковского рынка и политику Банка России в сфере банковского регулирования и надзора. К тому же, иностранный капитал активно воздействует на показатели ликвидности, процентную политику и развитие современных банковских услуг (увеличение числа, качества и оперативности предоставляемых банковских услуг); - участие российских банков в зарубежных банковских системах позволяет расширить направления ведения банковского бизнеса, использовать новейшие инновационные банковские технологии, заимствованные у иностранных партнеров, увеличить клиентскую базу и спектр предоставляемых банковских услуг; -погашение обязательств Российской Федерации как участника ВТО. В связи с увеличением доступа иностранного капитала банков-нерезидентов в банковский сектор возникает риск вытеснения российских банков путем обеспечения конкурентных преимуществ зарубежными кредитными банками. С другой стороны, это обеспечивает тенденцию укрупнения региональных банков, улучшения структуры активов и оптимизации. Результатом может стать повышение финансовой стабильности, конкурентоспособности и повышение уровня развития российского банковского сектора; - международные стандарты, отраженные в подходах Базель I, II и III находят свое отражение в регулировании ликвидности и требований к достаточности капитала кредитных структур. Влияние на функционирование национальной банковской системы кредитных организаций также оказывают влияние, международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Для того, чтобы государство имело возможность проводить взвешенную рыночную политику, принимать важные оперативные решения, необходимо изучить не только рост отдельных макроэкономических показателей, структурные изменения или пропорции между ними. Для создания государственных программ, прогнозов экономического и социального развития, более глубокого понимания причинно-следственных зависимостей, в частности между ВВП и монетарными показателями, целесообразно проводить их статистическую оценку. Важной задачей для России является содействие переориентированию потоков капиталов из финансового в реальный сектор экономики. Необходимым условием прекращения спада материального производства и возобновления экономического роста является ценовая стабильность, поскольку в такой ситуации становится выгодным вкладывать свободные денежные средства в реальный сектор. Однако лишь указанной предпосылки недостаточно. Содействие экономическому росту требует соответствующих изменений и в тактических ориентирах: от жесткой политики поддержание на определенном уровне денежной массы к гибкой политики регулирования ставки процентов. Умеренная экспансия в проведении монетарной политики путем либерализации условий кредитования центральным банком коммерческих расширяет денежное предложение на рынке, снижая таким образом цену на кредитные ресурсы - процентные ставки, что стимулирует (благодаря уменьшению стоимости капитала) инвестиционные процессы, а следовательно, ведет и к росту ВВП. Стоит отметить, что основные задачи монетарной политики определяются, исходя из целей и направлений монетарной политики и из прогноза экономического и социального развития, в частности, прогноза ВВП. Таким образом, возникает необходимость в выяснении вопроса относительно статистической оценки связи между ВВП и монетарными показателями и прогнозирования непосредственно показателя ВВП. Именно поэтому вопросы статистической....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: